Проекты Фрэнка Ллойда Райта

 

Известный американский архитектор-новатор, Фрэнк Ллойд Райт родился в штате Висконсин в небольшом городке Ричленд-Сентер в семье учительницы Анны Ллойд Райт и церковного служителя и учителя музыки,  Уильяма Рассела Райта в 1867 году. Будучи ребенком,  Фрэнк не посещал общеобразовательную школу, он получал знания на дому под началом своей матери. После развода родителей в 1885 году Фрэнку пришлось взять на себя обеспечение семьи. Он пошел учиться  на инженерный факультет Висконсинского университета, одновременно подрабатывая помощником местного инженера-строителя,  но через год ушел оттуда, так и не получив ученой степени.  В двадцать лет в поисках работы он переехал из дома в Чикаго, где совершенно случайно попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1888 году Фрэнк перешел на работу в фирму «Адлер и Салливан», которую возглавлял идеолог «чикагской школы» Л. Салливан. Через два года успешной работы все проекты по строительству жилой недвижимости поручались только Фрэнку Ллойду Райту. А спустя шесть лет он основывает собственную мастерскую в пригороде Чикаго. К 1901 году послужной список Фрэнка насчитывает около 50 проектов.

Фрэнк Ллойд Райт оказал огромное влияние на развитие архитектуры на западе в первой половине 20 века. Он предлагал инновационное использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, впервые им были построены дома из сип-панелей. При проектировании он предлагал в первую очередь опираться на ландшафт местности. За свою многолетнюю работу он спроектировал и построил около 800 объектов.

Фрэнк Ллойд Райт фото

Первую известность Фрэнку приносят «Дома Прерий», построенные с 1900 по 1917 года. Дом Роби (Roby House, Иллинойс, 1910) один из таких домов, созданных по принципу «органической архитектуры», единения и слияния с природой. В основу проектирования этих домов заложено множество горизонтальных линий, плоских крыш и карнизов, напоминающих прерии. Одной их характерных черт таких домов являются вынесенные за пределы дома скаты крыш и террасы, а центром и очагом дома служит камин.

Дома Прерий

проект дома Роби

В 1911 году Фрэнк Ллойд Райт построил свой собственный дом, летнюю резиденцию Талиесин (Taliesin), также в духе «домов прерий». Вдохновила его к строительству жена одного из его клиентов, в последствие ставшая его гражданской женой и хозяйкой дома. Основное здание резиденции имеет П-образную форму, для себя и своей жены Райт устроил три спальни, столовую, кухню и лоджию в одну из крыльев здания.

резиденция Талиесин

Начало 20 века стало для Райта успешным и весьма прибыльным этапом в жизни. Он попал в список самых модных архитекторов США, сумевшим реализовать свои идеи и решения, большая часть которых были новаторскими для того времени. Спустя тридцать плодотворных лет в работе Фрэнка наступило затишье, у него практически не было крупных заказов. Чтобы хоть как-то поправить свое положение, Райт открывает в резиденции Талиесине творческую студию, в которую пришел учиться Эдгар Кауфман (Edgar Kaufmann), сын известного в Питсбурге бизнесмена. Райт становится частым гостем в их семье и вскоре получает заказ от родителей Кауфмана на разработку проекта их загородного дома. Так появился один из самых известных проектов Фрэнка Ллойда Райта – «Дом над водопадом» («Fallingwater») в штате Пенсильвания.

дом над водопадом

дом Кауффмана

проект дома над водопадом

Постройка по проекту Райта, до сих пор сохранившаяся в Японии – это Yamamura House (Ашия, 1924).  Сквозь длинную живописную аллею идет дорога  к парадному входу, оформленному с двух сторон ложами в стенах для отдыха и возможности любоваться прекрасным видом. В центре здания центральное место занимает камин, особенностью интерьера являются трапециевидные трубы, удачно вписанные в ландшафт.

Ямамура дом в Японии

постройка Фрэнка Ллойда Райта в Японии

Единственное каменное строение, Имперский отель в Токио (Imperial Hotel, 1915), которое смогло пережить великое землетрясение 1923 года.  Проект изначально был направлен на достижение устойчивости здания и сейсмологических особенностей местности. Это удалось воплотить в жизнь благодаря «плавающему фундаменту» и консольной подвеске этажей.

Имперский отель

Имперский отель Райта

В начале тридцатых годов Райт начал проектировать дома для среднего класса, он называл их «юсоновскими» от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Для таких домов была характерна широкая крыша и огромные окна под потолок.  Райт проектировал в основном общественные здания, самым известным их них является офис компании «Джонсон Вакс» (Johnson Wax, Висконсин, 1936). Основной особенностью интерьера являются древовидные колонны, расположенные в центральном зале здания. Освещение в виде прозрачных стеклянных трубок вместо обычных окон и дневного света создают атмосферу, благоприятные условия для работы.

Офис Джонсон Вакс

постройка Райта офис

проект офис Джонсона Вакса

В 1944 году Фрэнк Ллойд Райт спроектировал один из самых необычных домов – дом Герберта Джекобса (Милдтон, Висконсин, 1944), специально созданный для северного климата. Дом имеет форму солнечного полукруга, северная сторона которого расположена на возвышенность, в то время как южная состоит из двухслойных окон и дверей для максимального проникновения солнечного света даже зимой.

дом Джекобса Герберта

дом Герберта Джекобса

проект Райта дом Джекобса

1959 выдался для Фрэнка Ллойда Райта весьма продуктивным. Вдохновленный постройками майя, Райт спроектировал синагогу BethShаlom в Элкинс Парке, штат Пенсильвания. Объемное здание в стиле модерн сформировано двумя треугольными призмами, установленными друг на друга, образуя шестиугольник – звезду Давида. Примечательным элементом постройки является полупрозрачная крыша, которая символизирует гору Синай.

синагога в Элкинс парке

синагога Фрэнка Ллойда Райта

синагога

синагога Фрэнка Райта

проект синагоги Райта

Вершиной творчества Райта стал музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, расположенный в Нью-Йорке. Проектирование и строительство музея продолжалось на протяжении 16 лет. Снаружи фасад музея напоминает опрокинутую спираль, а внутренний интерьер здания напоминает раковину  остекленным внутренним двориком в центре. По замыслу Райта экспозиция должна осматриваться сверху вниз. Поднявшись на лифте, посетитель постепенно спускается по центральному пандусу, вдоль которого на наклонных стенах, как на мольберте, расположены картины.

музей современного искусства

музей Соломона Гуггенхайма

музей современного искусства по проекту Райта

проект Музей Соломона Гуггенхайма