Известный американский архитектор-новатор, Фрэнк Ллойд Райт родился в штате Висконсин в небольшом городке Ричленд-Сентер в семье учительницы Анны Ллойд Райт и церковного служителя и учителя музыки, Уильяма Рассела Райта в 1867 году. Будучи ребенком, Фрэнк не посещал общеобразовательную школу, он получал знания на дому под началом своей матери. После развода родителей в 1885 году Фрэнку пришлось взять на себя обеспечение семьи. Он пошел учиться на инженерный факультет Висконсинского университета, одновременно подрабатывая помощником местного инженера-строителя, но через год ушел оттуда, так и не получив ученой степени. В двадцать лет в поисках работы он переехал из дома в Чикаго, где совершенно случайно попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1888 году Фрэнк перешел на работу в фирму «Адлер и Салливан», которую возглавлял идеолог «чикагской школы» Л. Салливан. Через два года успешной работы все проекты по строительству жилой недвижимости поручались только Фрэнку Ллойду Райту. А спустя шесть лет он основывает собственную мастерскую в пригороде Чикаго. К 1901 году послужной список Фрэнка насчитывает около 50 проектов.
Фрэнк Ллойд Райт оказал огромное влияние на развитие архитектуры на западе в первой половине 20 века. Он предлагал инновационное использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, впервые им были построены дома из сип-панелей. При проектировании он предлагал в первую очередь опираться на ландшафт местности. За свою многолетнюю работу он спроектировал и построил около 800 объектов.
Первую известность Фрэнку приносят «Дома Прерий», построенные с 1900 по 1917 года. Дом Роби (Roby House, Иллинойс, 1910) один из таких домов, созданных по принципу «органической архитектуры», единения и слияния с природой. В основу проектирования этих домов заложено множество горизонтальных линий, плоских крыш и карнизов, напоминающих прерии. Одной их характерных черт таких домов являются вынесенные за пределы дома скаты крыш и террасы, а центром и очагом дома служит камин.
В 1911 году Фрэнк Ллойд Райт построил свой собственный дом, летнюю резиденцию Талиесин (Taliesin), также в духе «домов прерий». Вдохновила его к строительству жена одного из его клиентов, в последствие ставшая его гражданской женой и хозяйкой дома. Основное здание резиденции имеет П-образную форму, для себя и своей жены Райт устроил три спальни, столовую, кухню и лоджию в одну из крыльев здания.
Начало 20 века стало для Райта успешным и весьма прибыльным этапом в жизни. Он попал в список самых модных архитекторов США, сумевшим реализовать свои идеи и решения, большая часть которых были новаторскими для того времени. Спустя тридцать плодотворных лет в работе Фрэнка наступило затишье, у него практически не было крупных заказов. Чтобы хоть как-то поправить свое положение, Райт открывает в резиденции Талиесине творческую студию, в которую пришел учиться Эдгар Кауфман (Edgar Kaufmann), сын известного в Питсбурге бизнесмена. Райт становится частым гостем в их семье и вскоре получает заказ от родителей Кауфмана на разработку проекта их загородного дома. Так появился один из самых известных проектов Фрэнка Ллойда Райта – «Дом над водопадом» («Fallingwater») в штате Пенсильвания.
Постройка по проекту Райта, до сих пор сохранившаяся в Японии – это Yamamura House (Ашия, 1924). Сквозь длинную живописную аллею идет дорога к парадному входу, оформленному с двух сторон ложами в стенах для отдыха и возможности любоваться прекрасным видом. В центре здания центральное место занимает камин, особенностью интерьера являются трапециевидные трубы, удачно вписанные в ландшафт.
Единственное каменное строение, Имперский отель в Токио (Imperial Hotel, 1915), которое смогло пережить великое землетрясение 1923 года. Проект изначально был направлен на достижение устойчивости здания и сейсмологических особенностей местности. Это удалось воплотить в жизнь благодаря «плавающему фундаменту» и консольной подвеске этажей.
В начале тридцатых годов Райт начал проектировать дома для среднего класса, он называл их «юсоновскими» от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Для таких домов была характерна широкая крыша и огромные окна под потолок. Райт проектировал в основном общественные здания, самым известным их них является офис компании «Джонсон Вакс» (Johnson Wax, Висконсин, 1936). Основной особенностью интерьера являются древовидные колонны, расположенные в центральном зале здания. Освещение в виде прозрачных стеклянных трубок вместо обычных окон и дневного света создают атмосферу, благоприятные условия для работы.
В 1944 году Фрэнк Ллойд Райт спроектировал один из самых необычных домов – дом Герберта Джекобса (Милдтон, Висконсин, 1944), специально созданный для северного климата. Дом имеет форму солнечного полукруга, северная сторона которого расположена на возвышенность, в то время как южная состоит из двухслойных окон и дверей для максимального проникновения солнечного света даже зимой.
1959 выдался для Фрэнка Ллойда Райта весьма продуктивным. Вдохновленный постройками майя, Райт спроектировал синагогу BethShаlom в Элкинс Парке, штат Пенсильвания. Объемное здание в стиле модерн сформировано двумя треугольными призмами, установленными друг на друга, образуя шестиугольник – звезду Давида. Примечательным элементом постройки является полупрозрачная крыша, которая символизирует гору Синай.
Вершиной творчества Райта стал музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, расположенный в Нью-Йорке. Проектирование и строительство музея продолжалось на протяжении 16 лет. Снаружи фасад музея напоминает опрокинутую спираль, а внутренний интерьер здания напоминает раковину остекленным внутренним двориком в центре. По замыслу Райта экспозиция должна осматриваться сверху вниз. Поднявшись на лифте, посетитель постепенно спускается по центральному пандусу, вдоль которого на наклонных стенах, как на мольберте, расположены картины.
Добавить комментарий
К публикации принимаются комментарии на русском языке, не противоречащие законодательству РФ, не содержащие нецензурных выражений или оскорблений.